Методическая тема: "Формирование познавательной активности учащихся средствами ИКТ"
Познавательная активность - качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
Компонентный состав познавательной активности:
1. Мотивационно-стимулирующий
2. Содержательно-деятельностный
3. Эмоционально-оценочный
Другими словами, познавательная активность - это
- естественное стремление школьников к познанию
- положительное отношение к учебе
- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижения значимого для ребенка результата
- проявление воли в процессе овладения
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора (Щукина, 1988).
Система работы:
Научно-исследовательский материал:
Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов: Л.М. Аристовой,М.А.Данилова,П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.
Методический материал: изучение передового педагогического опыта
коллег, связанного с внедрением информационно-коммуникационных
технологий в учебно-воспитательный процесс, непрерывность
профессионального развития в пространстве школы; личная
технологическая готовность к использованию ИКТ;
Организационно-педагогический материал: выступления на районной
конференции ,на заседаниях ШМО, открытые уроки.
Актуальность личного вклада:
- Стремительный рост поступающей информации
- Развитие новых информационных технологий
- Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС
- Использование интернет-ресурсов позволяет привлекать учеников к самостоятельному отрабатыванию знаний, полученных на уроках
Теоретическое обоснование
"Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно,чтобы он учился охотно"
Л.Н. Толстой
"Детская природа требует наглядности"
К.Д. Ушинский
"Научить человека жить в современном мире - важнейшая задача современной школы"
А.П. Семенов
Цель и задачи педагогической деятельности:
Цель:
создание условий для повышения познавательной мотивации,
направленной на улучшение качества знаний и уровня
обученности обучающихся, через организацию урочной и
внеурочной деятельности с применением ИКТ
Задачи:
- повышение активности и инициативности на уроке
- повышение уровня комфортности обучения
- повышение мотивации учения
- формирование информационно-коммуникативной компетенции
Привлечение учащихся к дополнительному самообразованию
Повышение уровня мотивации к учению
Успешный и компетентный ученик
Вывод:
ИКТ помогают привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее
недоступными материалами, которые помогают
учащимся проявлять их творческие способности;
приучать учащихся к самостоятельной работе с
материалом;
повышать интенсивность учебного процесса;
активизировать познавательную активность учащихся,
желание изучать предмет.