Русский язык
3 класс
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
Цели: 1. Ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени по родам;
2. Развитие умения распознавать времена глаголов;
3. Формирование выразительного чтения стихов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Чистописание.
На доске написано:
Человек, умеющий читать, - счастливый человек.
К .Паустовский.
- Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы детей)
-Действительно, очень точно подмечено, что человек, который умеет читать – самый счастливый человек на свете, т.к. он может не выходя из дома, побывать в разных уголках нашей огромной планеты, полететь в космос, опуститься на дно океана, отправиться в далекое будущее или прошлое.
- А какие книги любите читать вы? (Ответы детей.)
-А сегодня мы с вами встретимся с героями сказки, которая знакома нам всем м раннего детства, это сказка «Теремок», только не простая, а необычная. В ее создании мы с вами будем принимать участие.
Учитель: Шла лягушка по болоту, видит, что стоят ворота.
Теремочек не простой- это школьный дом лесной.
Лягушка: Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.
Все спешат к нему с утра, знать и мне туда пора.
Там заливистый звонок приглашает на урок.
Кто, кто в теремочке живет? Кто зверятам преподает?
Учитель: Я - белочка лесная, все науки знаю,
Грызу орешки не простые, в них знаний ядра золотые.
Заходи ко мне лягушка, навостри своё ты ушко,
Буду я тебя учить, ведь без знаний трудно жить!
Лягушка: Спасибо! А вот и вашим ученикам подарочек.
Лягушка раздает ребятам кроссворды, составленные из словарных слов, сама пишет на доске с последующей проверкой.
- Зимняя обувь из шерсти –ВАЛЕНКИ;
- – нахождение в действии;
- занятие, труд, деятельность;
- служба, занятие в каком-нибудь предприятии;
- продукт труда, готовое изделие;
-материал, находящийся в процессе изготовления;
- качество, способ исполнения – РАБОТА;
3) Письменная принадлежность- графитная палочка, обычно оправленная в дерево – КАРАНДАШ;
4) – применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы с порохом;
- летательный аппарат- РАКЕТА.
5) Предмет одежды – кусок ткани или вязаное трикотажное полотно квадратной формы – ПЛАТОК.
6) – произведение живописи в красках;
- то же, что и фильм;
- изображение чего-либо в литературном произведении;
- то, что можно увидеть, представить себе;
- вид, состояние, положение чего-либо;
- подразделение акта в драме – КАРТИНА.
7) Верхняя одежда, обычно ниже колен – ПАЛЬТО.
8) Высокая обувь, охватывающая голень – САПОГИ.
Лягушка показывает свой кроссворд на экране, а дети меняются своими листочками друг с другом, и происходит взаимопроверка.
- Синтаксический разбор предложения.
- Это что за теремок, он ни низок, ни высок!
Эй! Откройте Петушку! Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!
Я- Петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка!
Разрешите с вами жить, буду всё всегда учить!
Я без знаний не могу говорить ку-ка-ре-ку!
- Заходи к нам, Петушок, начинается урок!
Закрепленье, повторенье! Разбираем предложенье!
-Соберите предложение из слов, а затем выполните синтаксический разбор.
По земле бегут веселые ручейки.
- выпишите из данного предложения глагол, определите его морфологические признаки.
Бегут – глагол, н.ф.- бежать, мн. число, наст. время.
- Повторение пройденного.
- Это что за теремок? Может здесь сгодится Волк?
В школу вы меня возьмите, вежливости научите!
Я ведь грубый оттого, что не знаю ничего!
- Ребята, а давайте расскажем Волку о какой части речи мы говорим на последних уроках русского языка.
Что ж, Волчок, входи смелей,
Поприветствуй всех зверей!
И запомни: все равны,
Знанья каждому нужны,
Чтоб науки изучать, никогда нельзя рычать!
- Физминутка.
- За фигурой я слежу, физкультуру я люблю,
Предлагаю вам зарядку, для ума и для порядку.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко,
А теперь представим, детки,
Будто ваши руки – ветки.
Покачаем ими дружно, будто дует ветер южный.
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.
- Новый материал.
На доске запись:
Лампочка………………… комнату. Осветило
Фонарь……………………. площадку. Осветила
Солнце …………………… лес. Осветил
Учитель обращает внимание на глаголы, записанные на доске справа. Дети определяют время глаголов (прошедшее), число (ед.число), выделяют глагольный суффикс –л-, окончания глаголов.
Далее учитель обращает внимание детей на левую часть доски, где записаны предложения с пропущенными словами. Все вместе определяют подлежащее в каждом предложении и его характеристики (число, род, окончание имен существительных).
Далее учитель ставит перед учениками задачу: как определить, какой глагол необходим в каждом предложении? Дети говорят, что для этого будут пользоваться помощью имен существительных и вопросов, которые зададут от них к глаголам.
Учащиеся выписывают в свои тетради предложения и выделяют все показатели, что и на доске.
- А какой вывод можно сделать из проделанной работе?
- Глаголы в прошедшем времени ед.числа изменяются по родам: бывают в мужском, женском, среднем роде.
-
8. Закрепление изученного материала.
1) на доску вывешивается таблица, в каждый столбик которой необходимо добавить свои глаголы нужного рода:
|
|
|
Он (что сделал?)
|
Она (что сделала?)
|
Оно (что сделало?)
|
Играл
|
Играла
|
Играло
|
Работал
|
Работала
|
Работало
|
Далее учащиеся самостоятельно записывают глаголы в свои тетради, при этом выделяя глагольный суффикс –л- и родовые окончания глаголов.
- Лиса. Это что за чудеса? Вот так школа?! Я- Лиса!
Я хочу читать, писать, курочек пересчитать.
Но без школы и без знанья понапрасну все старанья.
В теремок меня возьмите, грамоте всей обучите,
Чтобы поздно или рано жить могла я без обмана!
- Проходи, Лисонька! Вот, держи учебник, по нему мы сейчас вместе с тобой и ребятами будем работать с упражнением №581.
Пришла весна. Пригрело солнце. Зазеленела трава. И наше деревце тоже зазеленело.
- Если имя существительное того или иного рода, то и глагол, который к нему относится, стоит в том же роде и числе.
-
- Я умею лишь реветь, научите меня петь,
Научите рисовать, надоело лес ломать!
Зиму сплю я от тоски, а стоял бы у доски,
Я б уроки изучал, а во сне их повторял!
- Заходи, Медведь, и ты. В школе все у нас равны!
Учитель предлагает детям объединиться в группы и раздает им «Чудо-квадраты» (по теме «Насекомые и птицы).
- найдите имена существительные, обозначающие названия птиц или насекомых, придумать к ним глаголы, которые могли бы рассказать об их прошлой жизни, т.е. глаголы должны быть прошедшего времени. А какого они должны быть рода вам помогут сами эти имена существительные.
- Сокол – он мой- м.род.
Он что делал? – парил, летал, клевал,…
- от каждой группы по 1 ученику зачитывают имена существительные и глаголы, которые они к ним подобрали. Главное – слушать, и не повторяться.
11. Итог урока. А теперь давайте подведем итог урока: что нового вы узнали сегодня на уроке о глаголе?
-
|