Типы уроков в зависимости от формы их проведения
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок
Уроки основных типов по форме организации взаимодействия
- Урок-лекция
- Урок-семинар
- Урок-зачет
- Урок-практикум
- Урок-экскурсия
- Урок-дискуссия
- Урок-консультация
- Урок-театрализация
- Урок-соревнование
- Урок с дидактической игрой
- Урок – деловая игра
- Урок – ролевая игра
- Интегрированный урок
При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение
Строение уроков основных типов
Урок ознакомления с новым материалом
Основные этапы:
сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности;
|
|
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
|
|
ознакомление с новым материалом;
|
|
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
|
|
постановка задания на дом;
|
|
подведение итогов урока.
|
Урок закрепления изученного
Основные этапы:
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
|
|
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
|
|
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
|
|
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
|
|
постановка задания на дом;
|
|
подведение итогов урока.
|
Урок применения знаний и умений
Основные этапы:
проверка домашнего задания;
|
|
мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;
|
|
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
|
|
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя;
|
|
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;
|
|
подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
|
Урок обобщения и систематизации знаний
Основные этапы:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
|
|
воспроизведение и коррекция опорных знании;
|
|
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
|
|
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
|
|
усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний;
|
|
подведение итогов урока.
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Основные этапы:
ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
|
|
проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
|
|
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
|
|
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
|
|
проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
|
|
подведение итогов.
|
Комбинированный урок
Основные этапы:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
|
|
проверка домашнего задания;
|
|
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
|
|
изложение нового материала;
|
|
первичное закрепление изученного;
|
|
подведение итогов урока и постановка домашнего задания
|
или
проверка выполнения домашнего задания;
|
|
проверка ранее усвоенных знаний;
|
|
сообщение темы, цели и задач урока;
|
|
изложение нового материала;
|
|
восприятие и осознание учащимися нового материала;
|
|
осмысление, обобщение и систематизация знаний;
|
|
постановка домашнего задания.
|
Урок-лекция
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.
Основные этапы:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
|
|
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
|
|
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
|
|
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
|
|
применение полученных знании;
|
|
обобщение и систематизация изученного;
|
|
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
|
Урок-семинар
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Урок-зачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.
Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.
Основные этапы:
сообщение темы, цели и задач практикума;
|
|
актуализация опорных знании и умении учащихся;
|
|
мотивация учебной деятельности учащихся;
|
|
Ознакомление учеников с инструкцией;
|
|
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
|
|
выполнение работы учащимися под руководством учителя;
|
|
составление отчета;
|
|
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
|
|