Система работы с родителями.
Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы или папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Я использую много разных вариантов сотрудничества, но самой эффективной формой считаю работу клуба «РиД» (Родители и дети). Все классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы «Счастливый случай», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», смотр знаний, где родители являются членами жюри. На праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.
Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.
Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. В нашей школе стало традицией в конце года проводить день открытых дверей для родителей. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за год. К проведению внеклассного мероприятия привлекаю родителей. Чаще всего – это конкурсно - игровая программа с участием взрослых и детей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.
Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.
Я провожу собрания, используя разные формы сотрудничества.
Это и собрания-диспуты, практикумы, беседы, конференции.
Перед каждым собранием родители отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.
К собранию на тему «Взаимоотношения в семье» были предложены следующие анкеты:
для детей:
- С кем из членов семьи ты особенно дружишь?
- Кому доверяешь секреты?
- Все ли знают о тебе родители?
- Понимают ли тебя мама и папа?
- Всегда ли справедливы к тебе в семье?
- Если тебе плохо, то к кому ты обращаешься в первую очередь?
Анкеты для родителей включали следующие вопросы:
- Доверяют ли вам дети свои секреты? Если «Да», то кому?
- Всегда ли вы справедливы к детям?
- С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?
- Кому из членов семьи ребенок рассказывает о своих делах?
К каждому собранию подбираю и оформляю выставку книг, журналов, подходящих к данной теме. Иногда на собрания приглашаю библиотекаря, психолога, медицинского работника. Тема одного из собраний звучала так - «Общение и досуг». Накануне дети написали сочинения «Выходной день». Собрание начала с зачитывания отрывков из детских сочинений. Затем предложила выступить родителям, которые имеют семейные увлечения. Одни из них показали фотографии, другие - свои интересные поделки, третьи подарили несколько задушевных песен. Во всех выступлениях родителей звучала мысль о том, что отраднее общения с детьми нет ничего на свете.
По теме «Какая у вас семья» была предложена контрольная для взрослых, а текст этой контрольной – рисунки детей на тему «Моя семья». Родители с помощью психологического ключа индивидуально анализируют рисунок своего ребенка и получают соответствующую информацию.
Содружество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса. Большую помощь в работе с родителями оказывают психологи школы. Они выявляют некоторые особенности детей, проводят тематические родительские собрания «Адаптация первоклассника», «Психологические особенности детей 7 лет» и другие. Работа с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении квартир сообщаю заранее. Стараюсь говорить о ребенке больше положительного, обращаю внимание на то, в чем нужно ему помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно. Очень помогают в работе с родителями беседы с детьми, их рисунки, сочинения.
В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса.
При проведении родительских собраний первые мои помощники – члены родительского комитета. После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям..
Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.
Работа с родителями – это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. Родители обычно занимают места своих детей, куда я кладу конверт с записями только для этого родителя, с конкретной информацией об успехах и недостатках детей. Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом.
Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждение. С этой целью разбиваю класс на микрогруппы по 5-6 человек. Во главе каждой микрогруппы стоит член родительского комитета. За 2-3 недели до проведения собрания каждый родитель получает пригласительный билет на собрание и вопрос, по которому он должен высказать свои мысли, суждения. Члены одной из групп получили такие вопросы:
- Нужно ли ставить оценку за домашнюю работу?
- Как оценивать невыполненное домашнее задание?
При подготовке к собранию родители обращались к педагогической литературе. На первое такое собрание пришли слегка возбужденные, позднее подобное проведение собраний стало нормой.
Такие формы проведения родительских собраний интересны для родителей, хотя требуют большой подготовки.
|